Этот детектор в шахте Хоумстейка уже принес своему разработчику Нобелевскую премию. Снимок с сайта лабораторий, сделан в 1965 году при монтаже установки; сейчас подземные лаборатории будут радикально расширены и дооборудованы.
В заброшенных золотых шахтах США начался поиск темной материи. На глубине 1,5 км физики начали установку детекторов частиц, которые пока никому не удавалось зарегистрировать.
Месяцем раньше, 13 мая 2009 г., с ранее затопленного уровня шахты в Хоумстейке (штат Южная Дакота) на глубине 1455 м окончательно ушла вода. Команда из четырех исследователей спустилась в тоннель, прошла до соседнего шахтного ствола по штольням больше километра, осмотрела стены и подтвердила: подземные выработки пригодны для обустройства лаборатории. А 22 июня состоялась официальная церемония открытия стройплощадки. Через несколько лет в старых штольнях начнется поиск частиц темной материи, которую до сегодняшнего дня удавалось обнаруживать лишь в результате ее влияния на различные объекты в далеком космосе.
Золото Хоумстейка – от слитков до Нобелевской премии
Для размещения лаборатории старые рудники Хоумстейка выбраны не случайно. Исследователи, получившие на реализацию проекта $140 млн (а общая стоимость приближается к $550 млн), решили использовать золотые прииски по нескольким причинам.
Во-первых, за 125 лет золотодобычи шахты ушли под землю на глубину до 2700 м. Сейчас нижние тоннели залиты водой, а верхние уровни дают ученым редкую возможность работать под прикрытием полутора километров горных пород. Такие условия, как ни странно, востребованы астрономами: некоторые частицы из потока космических лучей преодолевают слой скал без помех, а все лишние помехи отсеиваются и не мешают наблюдениям.
Детектор нейтрино, в котором и были сделаны открытия Дэвиса, как раз и находится в одной из штолен хоймстейковских рудников и смонтирован еще в 1960-х гг.. То, что в рудниках уже действует ряд научных лабораторий с результатами мирового уровня, – бесспорный аргумент в пользу предполагаемого строительства.
Еще один довод касается того, что строительство, по сути, сведется к дооборудованию лабораторий в уже готовых тоннелях. 600 км вырытых в поисках драгоценного металла штолен хватит ученым надолго, а проложенные для вывоза руды дороги обеспечивают удобные подъездные пути. Рудник, давший США миллиард долларов в виде золотых слитков, продолжит функционировать уже как научный центр, а добытая после прекращения горных работ информация может и вовсе оказаться бесценной.